Asset management & corporate structure

Work to†improve the corporate management structure of†Gazprom N†eft seeks to†raise the efficiency of†the Companyís business as†a†vertically integrated enterprise, and to†optimize management of†the main activities conducted by†subsidiaries.

There were major organizational changes at†the Company during 2011. Gazprom Neft continued to†integrate its new assets into its overall corporate management structure. It†also introduced Group standards of†corporate management to†the Groupís new entities, which also received new charters and management teams.

Sibir Energy

The integration of†Sibir Energy into Gazprom Neft Group continued in†2011. On†February†14, 2011, a†deal was closed to†purchase†22% of†the Sibir Energy stock owned by†JSC Central Fuel Company (controlled by†the Moscow City Government). Gazprom Neft thus became the sole shareholder of†Sibir Energy in†the first quarter of†2011.

Sibir Energy has been re-registered as†a†closed joint-stock company.

Ownership of†the assets of†Sibir Energy was optimized in†2011. This optimization included reassignment of†ownership of†JSC†MNGK (the holding company of†Sibir Energy Group that contained the Groupís marketing assets and a†50% holding in†JSC Gazprom Neft-Moscow Refinery) to†the Russian jurisdiction of†Gazprom Neft. Ownership of†shares in†Salym Petroleum Development (Netherlands) was reassigned to†a†subsidiary of†Gazprom Neft to†maximize the efficiency of†profit repatriation.

To†assist in†integrating JSC Moscow Refinery into Gazprom Neft, the companyís extraordinary general meeting of†shareholders on†October†14, 2011 agreed to†change the company name to†JSC Gazprom Neft- Moscow Refinery.

A†holding in†JSC Mosnefteprodukt was purchased from organizations owned by†JSC Tatneft and steps were taken for JSC Gazprom Neft-Moscow Refinery to†purchase shares from minority shareholders of†JSC†Mosnefteprodukt. This compulsory purchase of†shares is†to†be†completed in†March 2012.

Four business entities within Sibir Energy Group were liquidated during 2011.

NIS ŗ.d. Novi Sad

Our Serbian subsidiary NIS is†one of†the largest energy companies in†southeast Europe and the Companyís stock trades on†the Belgrade Stock Exchange. Gazprom Neft currently owns 56.17% of†the Companyís shares and the second largest shareholder is†the government of†the Republic of†Serbia, which holds 29.87%. The remaining shareholders are minority shareholders and include 2†mn individual Serbian citizens.

To†meet obligations arising from Gazprom Neftís initial acquisition of†NIS shares, the Company made an†offer in†January 2011 to†purchase the minorityowned stake in†NIS. This transaction involved 8.4 million NIS shares, representing 5.15% of†the Companyís registered capital, and the purchase was completed on†March†16, 2011

Using a†price of†ą†4.8 per share (calculated under Serbian law), Gazprom Neft paid a†total of†ą†40.3†mn for the shares, and thus increased its holding in†NIS a.d. Novi Sad from†51% to†56.15%.

Four NIS subsidiaries were established in†the Balkans in†2011 (in†Romania, Bulgaria, and Bosnia-Herzegovina) in†order to†expand the scope of†petroleum, liquefied hydrocarbon, fuel and lubricant marketing in†southeast Europe. A†crude-oil production subsidiary was also incorporated in†Hungary.

Gazprom Neft-Lubricants

In†November 2011, LLC Gazprom Neft- Lubricants purchased CJSC†NK Select, the owner of†a†lubricant factory in†Fryazino (Moscow Region). The name of†the acquired asset has been changed to†Gazprom Neft Moscow Lubricant Factory (ĎGazprom Neft MZSMí).

Production Assets Reassigned to JSC Gazprom

In†2011, JSC Gazprom Neft bought 61.8% of†the capital of†CJSC Gazprom Neft Orenburg from JSC†Gazprom. The remaining 38.2% of†the businessís registered capital was placed in†trust management to†Gazprom Neft as†from Q1 2012. CJSC Gazprom Neft Orenburg holds a†mineral-use license for the eastern section of†the Orenburg oil and gas condensate field.

Petroleum Service Units

In†2011, Gazprom Neft completed disposal of†its petroleum service business by†selling its subsidiaries, LLC Noyabrsk Centralnaya Trubnaya Baza, LLC Service Drilling Company, LLC Muravlenkovskaya Transportation Company, LLC†SpetsTransService, LLC Kapitalny Remont Skvazhin-Service, LLC YamalServiceCentr and LLC Service Transportation Company.

The Companyís successful exit from the petroleum service business will reduce Gazprom Neftís expenses and help it†to†compete in†core markets as†well as†raise the quality of†petroleum-related services used by†the Company.

Other Entities in the Group

In†2011, the Group merged its production unit LLC†NK SibneftóYugra (previously 50-50 owned by†Gazprom Neft and LLC Gazprom Neft-Khantos) with LLC Gazprom Neft- Khantos, which should improve efficiency in†management of†the former asset.

Liquidation procedures began in†2011 for LLC†STS-Service, which was bought from Malka Oil A.B. (Sweden) in†2010. LLC†STS-Service was purchased because it†owned rights to†mineral use at†the Zapadno- Luginetsky area (Tomsk Region).

It†was decided that JSC Gazprom Neft- Altay should merge with JSC Gazprom Neft- Novosibirsk to†optimize Gazprom Neftís marketing structure in†Altay Territory.

In†2011, JSC Gazprom Neft purchased†49% of†the registered capital of†LLC†NGK Razvitie Regionov from JSC†LUKOIL. The LLC was created earlier as†a†joint venture with LUKOIL for the purpose of†field development.

In†2011, the Group purchased 86.38% of†JSC Yuzhuralneftegaz and 100% of†CJSC Science-Intensive Technologies Center, which holds development rights at†the Kapitonovskoye and Tsarichanskoye fields (respectively) in†Orenburg Region.

Управление активами и корпоративная структура

Совершенствование корпоративной структуры управления ОАО «Газпром нефть» направлено на повышение эффективности работы «Газпром нефти» как вертикально интегрированной компании и оптимизацию структуры управления основными видами деятельности на уровне дочерних обществ.

2011 г. для Компании — это год серьезных организационных изменений. «Газпром нефть» продолжила оперативно интегрировать новые активы в корпоративную управленческую структуру Компании: в новых организациях Группы внедрены единые стандарты корпоративного управления, разработаны Уставы, сформированы органы управления.

Sibir Energy

В 2011 г. продолжилась интеграция Sibir Energy в Группу «Газпром нефть». 14 февраля 2011 г. закрыта сделка по приобретению 22 % акций у ОАО «ЦТК» (компания, контролируемая Правительством Москвы). Таким образом, в I кв. 2011 г. «Газпром нефть» стала единственным акционером Sibir Energy.

Изменена организационно-правовая форма компании Sibir Energy — с открытого общества на закрытое.

В 2011 г. оптимизировано владение активами Группы Sibir Energy, в том числе переведено владение акциями ОАО «МНГК» (холдинговая компания Группы Sibir Energy, аккумулирующая сбытовые активы Группы Sibir Energy и 50 % акций ОАО «Газпромнефть — МНПЗ») под российскую юрисдикцию Группы ОАО «Газпром нефть». Переведено также владение акциями Salym Petroleum Development (Голландия) под юрисдикцию дочернего общества ОАО"Газпром нефть«, что позволит репатриировать прибыль с максимальной эффективностью.

В рамках интеграции ОАО «Московский НПЗ» в структуру Группы «Газпром нефть» 14 октября 2011 г. на внеочередном общем собрании акционеров компании принято решение о переименовании предприятия в Открытое акционерное общество «Газпромнефть — Московский НПЗ».

Осуществлен выкуп акций ОАО «Моснефтепродукт» у организаций Группы ОАО «Татнефть», инициирована процедура выкупа ОАО «МНГК» акций миноритарных акционеров ОАО «Моснефтепродукт».
Принудительный выкуп акций будет завер­­­­шен в марте 2012 г.

В Группе Sibir Energy в течение 2011 г. ликвидировано четыре компании.

NIS а.d. Novi Sad

NIS — одна из крупнейших энергетических компаний в Юго-Восточной Европе. Акции компании торгуются на бирже Белграда. В настоящий момент «Газпром нефть» владеет 56,15 % акций компании, вторым крупнейшим акционером NIS является Правительство Республики Сербия с пакетом 29,87 %, остальные — миноритарные акционеры, среди которых более 2 млн граждан Сербии.

В соответствии с договором о приобретении акций NIS ОАО «Газпром нефть» в январе 2011 г. направило оферту о выкупе миноритарного пакета компании.
К выкупу было предъявлено 8,4 млн акций NIS, что составляет 5,15 % уставного капитала компании. Выкуп акций завершился 16 марта 2011 г.

Исходя из рассчитанной согласно сербскому законодательству цены в 4,8 евро за акцию, суммарно «Газпром нефть» заплатила за приобретаемые акции 40,3 млн евро, увеличив в результате свою долю в NIS a.d. Novi Sad с 51 % до 56,15 %.

В 2011 г. учреждено четыре Балканских дочерних общества NIS a.d. Novi Sad, в том числе в Румынии, Болгарии, Боснии и Герцеговине для расширения рынка сбыта нефти, СУГ, ГСМ на территории Юго-Восточной Европы. Созданное дочернее общество в Венгрии будет заниматься добычей нефти.

Газпромнефть-смазочные материалы

В ноябре 2011 г. ООО «Газпромнефть — смазочные материалы» приобрело ЗАО «НК «Селект», которому принадлежит завод по производству смазочных материалов в г. Фрязино Московской области. Приобретенный актив переименован в «Газпромнефть Московский Завод Смазочных Материалов» («Газпромнефть МЗСМ»).

Передача добычных активов ОАО «Газпром»

В 2011 г. ОАО «Газпром нефть» приобрело у ОАО «Газпром» 61,8 % уставного капитала ЗАО «Газпром нефть Оренбург». Оставшуюся долю в размере 38,2 % от уставного капитала компании ОАО «Газпром нефть» получило в доверительное управление в I кв. 2012 г. ЗАО «Газпром нефть Оренбург» обладает лицензией на право пользования недрами Восточного участка Оренбургского НГКМ.

Нефтесервисы

В 2011 г. «Газпром нефть» завершила выделение из структуры Компании нефтесервисного блока: была осуществлена продажа дочерних обществ:

  • ООО «Ноябрьская центральная трубная база»;
  • ООО «Сервисная буровая компания»;
  • ООО «Муравленковская транспортная компания»;
  • ООО «СпецТрансСервис»;
  • ООО «Капитальный ремонт скважин-Сервис»;
  • ООО «ЯмалСервисЦентр»;
  • ООО «Сервисная транспортная компания».

Реализация программы выхода Компании из нефтесервисного бизнеса должна способствовать сокращению издержек Группы «Газпром нефть», развитию конкуренции на профильных рынках и, как следствие, повышению качества нефтесервисных услуг.

Другие организации Группы

В 2011 г. принято решение о присоеди-нении ООО «НК «Сибнефть-Югра» (50 % уставного капитала принадлежит ОАО «Газпром нефть», 50 % — ООО «Газпромнефть-Хантос») к ООО «Газпромнефть-Хантос», что позволит повысить эффективность управленческих процессов добычного актива.

В 2011 г. начата процедура ликвидации ООО «СТС-Сервис», приобретенного у компании Malka Oil A.B. (Швеция) в 2010 г. Приобретение ООО «СТС-Сервис» было обусловлено наличием у последнего лицензии на право пользования недрами на Западно-Лугинецкий участок недр (Томская область).

Принято решение о присоединении ОАО «Газпромнефть-Алтай» к ОАО «Газпромнефть-Новосибирск» в целях оптимизации сбытовой структуры ОАО «Газпром нефть» в Алтайском крае.

В 2011 г. Группа «Газпром нефть» приобрела у компании ОАО «ЛУКОЙЛ» долю в размере 49 % уставного капитала ООО «НГК «Развитие регионов», ранее созданного для совместного участия в разработке месторождений.

В 2011 г. были приобретены 86,38 % акций ОАО «Южуралнефтегаз» и 100 % ЗАО «Центр наукоемких технологий». Компаниям принадлежат права на разработку месторождений в Оренбургской области — Капитоновского и Царичанского соответственно.