Сбыт нефтепродуктов

18 ноября 2009 г. Совет директоров Компании одобрил «Стратегию сбыта нефтепродуктов ОАО «Газпром нефть» на рынках РФ и СНГ до 2020 г.». Данной Стратегией перед сбытовым бизнесом были поставлены амбициозные цели, которые можно объединить в три группы: рост масштабов бизнеса, развитие бренда и повышение эффективности бизнеса.

Производство нефтепродуктов

В 2011 г. «Газпром нефть» увеличила объем производства нефтепродуктов на 7,6 % до 38,3 млн т. Увеличение связано с ростом объема переработки нефти, расширением розничной сети Компании, сокращением межремонтного периода на Омском НПЗ, консолидацией объемов сторонней переработки нефти на Московском НПЗ.

Благодаря проведению программ модернизации на НПЗ Компании и оптимизации ассортимента продукции по итогам 2011 г. объемы производства автомобильного бензина увеличились на 11,7 %, высококачественного керосина – на 5,6 %, дизельного топлива стандарта Евро-4 и Евро-5 – в 2,6 раза.

Реализация Стратегии в части сбыта нефтепродуктов позволит обеспечить вхождение ОАО «Газпром нефть» в тройку крупнейших ВИНК в РФ и СНГ по объему розничных продаж в 2020 г.

Согласно стратегическим планам Компании в 2020 г. продажа нефтепродуктов конечным потребителям должна составить 40 млн т в РФ и за рубежом, в том числе 12 млн т должны обеспечить розничные продажи через АЗС, 18 млн т – авиатопливо, бункеровка судов, смазочные материалы и др., 10 млн т – мелкооптовые продажи крупным конечным потребителям.

В 2011 г. «Газпром нефть», располагающая одной из наиболее развитых сбытовых сетей в России, укрепила свои позиции на розничном рынке нефтепродуктов.

Компания реализует нефтепродукты в России и ближнем зарубежье главным образом через 15 дочерних обществ, которые являются розничными сбытовыми компаниями, осуществляющими как оптовые продажи нефтепродуктов, так и розничную реализацию через АЗС.

Объем реализации нефтепродуктов на внутреннем рынке в 2011 г. вырос на 18,3 % по сравнению с 2010 г. и составил 24,29 млн т.

Количество действующих АЗС, находящихся в эксплуатации у сбытовых дочерних предприятий Компании на 31 декабря 2011 г., выросло на 74 единицы (до 1 670 в целом и 1 245 – в России и СНГ), при этом средний объем реализации нефтепродуктов через одну АЗС по России увеличился на 40 % и составил 14,2 т в день.

За 2011 г. реализация мелким оптом через предприятия нефтепродуктообеспечения во всех регионах присутствия выросла на 70 % по сравнению с 2010 г. и составила 7 900 тыс. т, реализация оптом (транзитом) за счет перераспределения в мелкооптовый, более премиальный канал снизилась на 55,87 % и составила 1 283 тыс. т.

Расширение сети АЗС с выходом в новые регионы

Газомоторные виды топлива (СУГ, КПГ)

В рамках реализации Стратегии особое внимание уделяется развитию продаж газомоторных видов топлив, в частности сжиженного углеводородного газа (СУГ) и компримированного природного газа (КПГ).

На текущий момент доля потребления СУГ и КПГ в структуре моторных топлив не превышает 4 %. Наибольшее развитие в качестве моторного топлива получил сжиженный газ, на долю которого приходится 3,3 % в структуре потребления всех топлив. Потребление КПГ составляет всего лишь 0,3 %.

В перспективе до 2020 г. прогнозируется, что доля СУГ будет расти примерно теми же темпами, что и доля жидкого моторного топлива, в то время как КПГ имеет перспективу увеличения доли потребления в топливном балансе с 0,3 % до приблизительно 2,2 %.

К 2011 г. количество газозаправочных станций (АГЗС) в составе многотопливных заправочных комплексов составило 131 единицу. Объем продаж в 2011 г. составил более 90 тыс. т СУГ.

Стратегия Компании предусматривает к 2020 г. увеличение количества многотопливных станций, реализующих СУГ, до 285 единиц с общим объемом продаж более 260 тыс. т в год.

Реализация комплекс а проектов в области рознич ных продаж
(в рамках «Стратегии сбыта нефтепродуктов ОАО „Газпром нефть“ на рынках РФ и СНГ до 2020 г.»)

№ п/п

Достигнутые результаты

1

География присутствия бизнеса увеличилась до 27 регионов, что способствовало расширению сети АЗС до 1 245 единиц в России и СНГ, которые были приведены к единому розничному бренду «Газпромнефть». Согласно данным онлайн-опроса исследовательского холдинга «Ромир», в 2011 г. сеть АЗС «Газпромнефть» входила в тройку самых известных брендов в России.

2

На топливном рынке была разработана и внедрена уникальная программа лояльности для физических лиц «Нам по пути», которая представлена во всех регионах присутствия сбытового бизнеса Компании в России. К концу 2011 г. количество участников программы лояльности достигло почти 2 млн человек, что является свидетельством ее привлекательности для клиентов и эффективности для Компании.

3

На рынок было выведено моторное топливо премиум-класса под брендом G-Drive, доля продаж которого в корзине Аи-95 на АЗС, реализующих брендированное топливо, составила 19 %. В конце 2011 г. линейка моторных топлив премиум-класса была расширена за счет старта пилотных продаж дизельного топлива под брендом G-Diesel.

4

Была создана и внедрена система безналичных расчетов для корпоративных клиентов Компании, которая способствовала росту продаж корпоративным клиентам до 1,8 млн т в 2011 г. при общем количестве договоров свыше 40 тыс.

5

Внедрение типовых форматов АЗС способствовало сокращению сроков проектирования и строительства с 12 до 8 месяцев.

6

Активное развитие сопутствующего бизнеса обеспечило рост в 2011 г. выручки от сопутствующих товаров и услуг до 4,9 млрд руб. Торговая площадь за аналогичный период увеличилась до 32,1 тыс. м2, а продажи на 1 м2 увеличились до 153 тыс. руб. На всех предприятиях нефтепродуктообеспечения была внедрена унифицированная ассортиментная матрица.

7

Были внедрены стандарты работы АЗС и налажен регулярный мониторинг их соблюдения на базе «Книги правил работы персонала АЗК Газпромнефть» и «Книги функционального качества сети АЗС».

Количество действующих АЗС, с графиком роста реализации через одну АЗС

2009

2010

2011

2020

Действующие АЗС

Россия

921

947

1043

СНГ

152

181

202

Восточная Европа

473

468

425

Итого

1 546

1 596

1670

2 100

Среднесуточная реализация через одну АЗС по России (т/сут.)

9,1

10,3

14,2

Целевая схема поставок СУГ с предприятий группы компаний «Газпром» для региональной розничной сети ОАО «Газпром нефть»

Снабжение розничной сети сжиженными газами будет обеспечено за счет ресурсов собственных НПЗ (Омск, Москва, Ярославль), а также ресурсов заводов Группы «Газпром» (Астрахань, Оренбург, Сургут) и «СИБУРа».

Инфраструктура для использования КПГ в качестве моторного топлива в РФ развита крайне слабо. В 2011 г. сеть автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС) в РФ насчитывала примерно 226 единиц, их средняя загрузка составляла всего 17 %. Большинство газозаправочных станций морально и физически устарели. Срок их эксплуатации составляет около 30 лет. Автомобилей, работающих на природном газе, сегодня насчитывается около 100 тыс. единиц, что составляет около 0,3 % всего транспортного парка России, при этом большинство газовых автомобилей, несмотря на наличие серийного производства, являются переоборудованными (источники: Министерство энергетики РФ, Объединение автопроизводителей России, анализ Компании). Отсутствие развитой сети заправочных станций, сервисной инфраструктуры по обслуживанию газобалонных автомобилей, малый объем выпуска автопроизводителями РФ серийных газовых автомобилей, устаревшая нормативно-правовая база, отсутствие должной господдержки, направленной на стимулирование использования этого топлива, являются серьезным ограничением для расширения применения КПГ в качестве моторного топлива в России.

Вместе с тем основными преимуществами КПГ являются экологичность и экономичность. Эти факторы особенно важны для муниципального и коммерческого транспорта в крупных городах, что делает эти сегменты опорой и примером для широкомасштабного использования данного вида топлива. Основной потенциал потребления КПГ сосредоточен в крупных мегаполисах, особенно в городах Москве и Санкт-Петербурге, и может составлять около 3 млрд м3 в год, что в 10 раз выше текущего уровня потребления.

Запуск программы лояльности «Нам по пути»

В марте 2010 г. состоялся запуск федеральной программы лояльности для физических лиц «Нам по пути». Бонусная программа представляет собой систему отложенных скидок: при покупке товаров и услуг на АЗС «Газпромнефть» участник программы получает скидку, которая учитывается на его карте в виде бонусов. Накопленные бонусы владелец карты может использовать при расчете за приобретенные товары и услуги. В настоящее время программой охвачено 23 региона присутствия сети АЗС «Газпромнефть», в числе которых Москва, Санкт-Петербург, Омск, Екатеринбург и др.

Результаты программы:

  • количество участников на конец 2011 г. – 1,9 млн человек;
  • программа представлена во всех регионах присутствия «Газпромнефти» в РФ.

Реализация программы ребрендинга

В течение трех лет (2009–2011 гг.) построено 57, реконструировано 163, ребрендировано 507 АЗС. Развитие сегмента розничной реализации нефтепродуктов – одно из приоритетных направлений деятельности Компании. Появление на рынке национального бренда с высокой узнаваемостью и степенью доверия к качеству продукции будет способствовать достижению стратегической цели Компании – выходу в число лидеров по продажам нефтепродуктов в России.

В 2011 г. реализация через АЗС, находящиеся на территории России, возросла на 40 % и составила 4 905 тыс. т нефтепродуктов. Реализация бензинов выросла на 49 % и составила 3 212 тыс. т, дизельного топлива – на 97 %, составив 1 620 тыс. т.
За 2011 г. реализация мелким оптом во всех регионах присутствия выросла на 70 % по сравнению с 2010 г. и составила 7 900 тыс. т, реализация оптом (транзитом) через дочерние общества за счет перераспределения в мелкооптовый, более премиальный канал снизилась на 55,87 % и составила 1 283 тыс. т.

Электронная торговая площадка и биржевая торговля

«Газпром нефть» активно поддерживает развитие биржевой торговли нефтепродуктами в России как механизма эффективного честного и прозрачного ценообразования. Биржевая торговля нефтепродуктами является для ОАО «Газпром нефть» способом оптовой реализации нефтепродуктов, позволяющим сформировать общепризнанный ценовой рыночный индикатив (индекс).

ОАО «Газпром нефть» является соуч­редителем ЗАО «Санкт-Петербургская Международная товарно-сырьевая биржа» (СПбМТСБ) и с ноября 2009 г. выставляет нефтепродукты на торги на регулярной основе.

Объемы биржевой реализации Компании в 2011 г. выросли в 2,5 раза по сравнению с 2010 г. В отчетном году «Газпром нефть» реализовала на СПбМТСБ более 2,5 млн т нефтепродуктов (14,4 % объема нефтепродуктов, поставленных на внутренний рынок). Доля продаж Компании в общем объеме реализации нефтепродуктов на бирже в 2011 г. составила более 22 %. Компания занимает 2-е место среди ВИНК по совокупному объему биржевой реализации.

Динамика реализации нефтепродуктов Компанией на биржевой площадке в 2011 г.

Источник: данные Компании

Структура продаж нефтепродуктов, реализованных через биржу, – автобензины (303 тыс. т), дизельное топливо (1 336 тыс. т), мазут (668 тыс. т), авиакеросин (228 тыс. т), ароматика (2 тыс. т). Данные предствлены по заключенным биржевым сделкам на СПбМТСБ.

Компанией постоянно проводится работа по совершенствованию бизнес-процессов, связанных с развитием биржевых технологий и инструментов, детальные предложения Компании по уточнению правил биржевых торгов направлены руководству СПбМТСБ и ФАС.

В июне 2011 г. Компания перешла на условия биржевой торговли по Общей (унифицированной) спецификации биржевого товара и новых Правил биржевой торговли ЗАО «СПбМТСБ». Компанией организовано регулярное информирование биржи о плановых показателях реализации и производства биржевых нефтепродуктов.

Среднесрочные цели и задачи Блока по логистике, переработке и сбыту на 2012–2014 гг.

Переработка

Сбыт

Модернизация и повышение операционной эффективности НПЗ

Расширение и повышение эффективности розничной сети

Развитие продуктовых направлений

  • Увеличение объема производства продуктов более высокого качества в результате реконструкции и строительства установок гидроочистки дизельных топлив и бензинов каталитического крекинга, строительство изомеризации на МНПЗ.
  • Повышение глубины переработки на существующих активах: реконструкция установок каталитического крекинга на всех НПЗ, строительство комплексов глубокой переработки нефти на МНПЗ и ОНПЗ; строительство установок коксования, ТАМЭ, МТБЭ на ОНПЗ и комплекса гидрокрекинга на ЯНОС.
  • Реализация программ операционных улучшений: выполнение мероприятий по повышению операционной эффективности (топливо и потери, эксплуатационная готовность, экономия энергоресурсов).
  • Реализация программы реконструкции и ребрендинга АЗС.
  • Рост реализации в сети АЗС (45% к 2014 г.) за счет реконструкции и ребрендинга, реализации программ лояльности и других мероприятий.
  • Существенный рост продаж брендированного топлива G-Drive (бензины и дизельное топливо).
  • Увеличение масштабов сети. Развитие на рынке Южного федерального округа: реконструкция и увеличение сети «Газпромнефть-Юг», приобретение сетей, реконструкция и строительство АЗС в Казахстане, Красноярске, Нижегородской и Челябинской областях. Продолжение программы развития сети АЗС в Санкт-Петербурге.
  • Продвижение линейки продуктов G-Family; запуск и выход на проектные мощности по фасовке масел на новом КФМ г. Омск, г. Фрязино МО.
  • Построение дистрибьюторской сети «Газпром нефть – смазочные материалы» в Центральной Азии и Северной Европе.
  • Реализация программы формирования сети бункерных терминалов: строительство четырех терминалов (Санкт-Петербург, Мурманск, Усть-Луга, Калининград).
  • Расширение присутствия на зарубежных рынках «Газпромнефть Марин Бункер» (Прибалтика, Балканы).
  • Развитие собственной сети современных ТЗК «Газпромнефть-Аэро».
  • Расширение присутствия на зарубежных рынках (Центральная Азия, Западная Европа, Ближний Восток).

В 2011 г. Компанией организована автоматизированная передача данных по внебиржевым сделкам с биржевым товаром в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 10 января 2011 г. № 65 «Об утверждении Положения о регистрации товарной биржей внебиржевых сделок с биржевым товаром, в том числе долгосрочных договоров поставки, а также о ведении реестра указанных сделок и предоставлении информации из реестра» и биржевыми Правилами регистрации таких сделок.

За 2011 г. Компанией зарегистрировано 12 600 внебиржевых сделок (с момента начала действия постановления Правительства – 1 марта 2011 г.), что составило 60 % от общего количества зарегистрированных биржей внебиржевых сделок всех остальных компаний (21 019 сделок). Суммарный объем зарегистрированных в 2011 г. внебиржевых сделок Компании превысил 10,5 млн т.

В своей биржевой практике Компания стремится строго придерживаться рекомендаций регуляторов, в том числе направленных на развитие срочного биржевого рынка.

В 2011 г. специалистами Компании проведена оценка работы срочного биржевого рынка нефтепродуктов в РФ и возможностей присутствия Компании на данном рынке. В результате принято решение о проведении необходимых мероприятий по получению Компанией статуса Гарантирующего поставщика секции срочного рынка биржи СПбМТСБ при закрытии поставочных фьючерсных контрактов на летнее дизельное топливо. Проведен конкурс по выбору обслуживающей компании-брокера, проводящей операции на срочном рынке, отрабатывается технология взаимодействия (Компания – брокер – биржа – клиринговая компания).